Организация игровых процессов в многопользовательской игре

Как обеспечить игрокам возможность играть одновременно и при этом тогда, когда они захотят? Это главная организационная сложность, с которой сталкивается разработчик при создании многопользовательских игр.

Перспективы

Мы наблюдаем расцвет новаторских многопользовательских систем. В прежние эпохи существовало несколько стандартных моделей взаимодействия, которые могли применяться в играх (матчи, игра по почте). Сегодня в играх встречаются самые разнообразные модели: от полностью одновременного взаимодействия до совершенно асинхронного (и их различные комбинации). Игра типа Dark Souls рассчитана преимущественно на одного пользователя, однако включает в себя асинхронные (отправку сообщений и смерть) и одновременные (вход игрока в ваш игровой мир для схватки с вами или кооперативной игры) взаимодействия.

Мы находимся на пороге золотой эры многопользовательского игрового процесса. Затраты на сервера значительно снижаются, при этом наступила эпоха облачных вычислений. Во всем мире наблюдается быстрое распространение высокоскоростного интернета и постоянное подключение к нему мобильных устройств. Благодаря развитию таких коммерческих моделей, как внутриигровые платежи, краудфандинг (народное финансирование проектов) и ориентированность на продажу услуг, стало возможным финансово содержать множество долгоживущих игровых сообществ. Разработчики пользуются всеми этими современными возможностями, чтобы создавать новые формы многопользовательских игр.

Сложности

Однако создать многопользовательский режим сложно, к тому же есть высокий риск провала. Часто команды вкладывают от 50 % до 100 % бюджета развития в создание многопользовательского режима. Кажется, что это того стоит. В процессе разработки игры команда с таким удовольствием играет в нее по пятницам, что убеждается — именно многопользовательский режим превратит их игру в новую League of Legends или Counter Strike.

Настоящая проверка идеи происходит, когда в игру приходят «живые» игроки. После запуска проекта во многих многопользовательских играх активное взаимодействие игроков наблюдается только первые несколько недель. Людей сначала слишком много. А потом их недостаточно. Игроки заходят лишь время от времени, и невозможно быть уверенным в получении хороших игровых впечатлений. Активные матчи потихоньку сходят на нет. Традиционные «комнаты» ожидания матчей (разработка родом из 1990-х) пустеют навсегда. Многопользовательский режим в этой игре с треском подходит к печальному концу.

Я считаю, что проблема заключается в организации игровых процессов. Были те, кто хотел играть. Однако игровые механизмы объединения игроков привели к образованию слабого сообщества, которое не могло само поддерживать свое существование.

Существуют ли в организации многопользовательской игры некие элементарные составляющие, которые позволят нам более точно подойти к вопросу изобретения новых систем? Простое подражание образцам многопользовательских игр прошлых эпох работает плохо. Чтобы изобрести новый многопользовательский режим, мы должны обладать понятийными средствами, которые позволят нам ясно и четко работать с такими вопросами, как организация, одновременность и порядок взаимодействий.

Понятия, касающиеся многопользовательских игр

Вот некоторые понятия, которые я учитываю при разработке многопользовательской игры.

Взаимодействия

Start

Начало взаимодействия

Interaction

Взаимодействие

End

Конец

Wait Window

Период ожидания

Fail

Провал

Любую многопользовательскую систему можно разбить на цепочку взаимодействий. Взаимодействие — любое действие игрока по отношению к другому игроку, осуществляемое посредством игровой системы («находиться в чате», «наносить взаимные удары» и т. д.). Эти глаголы описывают взаимодействие игроков внутри игры. Обычно в игре есть набор глаголов, описывающих действия одного пользователя, и другой набор, включающий многопользовательские взаимодействия. У взаимодействий есть широкий ряд характеристик, таких как частота, масштаб, режим и т. д.

Если составить схему взаимодействия, то выглядеть она будет примерно так:

  • Игрок начинает взаимодействие.
  • Игрок заканчивает взаимодействие.
  • Ждет ответа.
  • Если скорого ответа не предвидится, игрок уходит.

Взаимодействия не являются чем-то новым. Их структура сходна с той, которую находят в элементарных игровых циклах. Однако, при участии как минимум двух игроков, вместо одиночной петли там будет скорее что-то близкое к числу 8. Эти понятия восходят к теории коммуникации, которую в 1980-х годах приспособил к теории игрового дизайна Крис Кроуфорд. Все это — базовые идеи, с которыми должны быть знакомы все профессиональные игровые дизайнеры.

Initiated by A

Запуск цикла игроком А

Player A

Игрок А

Reciprocated by B

Ответная реакция игрока Б

Player B

Игрок Б

Reciprocated by A

Ответная реакция игрока А

Player A

Игрок А

Первоначальный цикл:

  • Модель для игрока А: игрок определяет действие и выбирает цель — игрока или группу игроков.
  • Действие игрока А: игрок выполняет действие.
  • Правила: результаты действия устанавливаются в соответствии с игровой логикой.
  • Ответ игрока А: игрок А видит немедленные результаты, как только их создаст игра.
  • Ответ игрока Б: игрок Б видит немедленные результаты, как только их создаст игра. Заметьте, что то, что видит игрок Б, скорее всего отличается от того, что происходит для игрока А. Это естественным образом приводит к образованию различных ментальных моделей и дает проявиться таким игровым механизмам как скрытая информации или предугадывание (как в игре Yomi).

Возвратный цикл

  • Модель для игрока Б; его действия; правила; ответ игрока Б: выбранные игроки пытаются понять, что произошло, и выработать ответные действия.
  • С этого момента цикл «прыгает» между участниками, словно теннисный мячик.
  • Частота взаимодействия

    High Frequency

    Высокая частота

    Low Frequency

    Низкая частота

    Какова должна быть частота взаимодействия, чтобы для игроков сохранялось ощущение одновременности? Может оказаться, что в стратегической игре типа Цивилизации необходимость во взаимодействии возникает раз в 5 минут, тогда как для создания того же эффекта в рассчитанных на быструю реакцию боевиках типа Counter-Strike взаимодействовать необходимо каждые 200 мс. Подробнее об этом читайте в статье «Циклы и дуги».

    В целом, чем выше частота взаимодействия, тем больше информации передается между игроками. Благодаря этому отношения между игроками могут формироваться быстрее.

    Как и в случае многих переменных, относящихся к взаимодействию, при достижении частотой предельных значений восприятие игроков претерпевает явные качественные изменения. Просто изменяя интервал между взаимодействиями, получаем совершенно различные виды игры (и связанные с ними организационные сложности):

    Real time

    Взаимодействия в режиме реального времени

    Asynchronous

    Асинхронные взаимодействия

    Time gap

    Временной интервал

    • Взаимодействия в режиме реального времени: игроки воспринимают взаимодействия происходящими в режиме реального времени тогда, когда частота принимает значения, при которых: игрок А начинает и заканчивает взаимодействие и видит ответ до того, как переключится на другие задачи; взаимодействия «перекрываются». Например, от общения в чате возникает ощущение реального времени, хотя между репликами часто может пройти больше минуты. В системах реального времени менее востребовано долговременное хранение данных, но создание и эксплуатация таких систем часто обходятся дороже.
    • Асинхронные взаимодействия: Частота, при которой игрок может начать и завершить взаимодействие, а затем выйти из игры, не получив ответную реакцию, считается асинхронной. Обычно в систему встраивается более-менее долговременное хранение данные, чтобы игрок, который войдет в игру позже, мог получить результаты взаимодействия и выработать ответные действия.

    Виды взаимодействия

    Существуют различные виды взаимодействия. Рассматривайте их с точки зрения того, «как» взаимодействуют игроки. Для гораздо более детального описания всевозможных многопользовательских взаимодействий смотрите презентацию Рафа Костера на тему социальных игровых механик.

    • Пространственное взаимодействие персонажей: два или более персонажей взаимодействуют друг с другом. Классический пример — стрельба друг по другу в игре Quake. Другой пример — сопровождение игроков друг друга в игре Journey.
    • Пространственное взаимодействие с окружающим миром: игроки взаимодействуют также посредством предметов окружения. В игре Minecraft игроки строят замки, которые затем исследуют другие игроки. Вот пример с более высокой частотой взаимодействия: в игре Bomberman игроки размещают бомбы, от взрывов которых открываются проходы или страдают другие игроки.
    • Внешний вид и демонстрация: игроки показывают свой статус, связи и историю посредством костюмов, украшений для оружия или питомцев, отделкой домов.
    • Экономика: игроки отдают, продают или обменивают некие ресурсы, чтобы преобразовать их или передать другому игроку. Это может быть обычная продажа другому игроку меча за игровое золото. Или трата маны на укрепляющее заклинание, которое увеличит запас здоровья ближайшего игрока. За дополнительной информацией по этой теме обращайтесь к работе Йориса Дорманса (Joris Dormans) по экономическим эффектам, обусловленным внутренними факторами.
    • Текст: самый распространенный способ введения языка в онлайн-игры — посредством текста. Обычно затраты на это низкие, и для решения распространенных проблем есть богатый набор инструментов (спам-фильтры, соглашения стилистического характера). Лучше всего это взаимодействие осуществляется при наличии клавиатуры.
    • Голос: благодаря голосу проявляются дополнительные нюансы: эмоции, возраст, пол и другие. Здесь возникают ограничения по размеру группы и пропускной способности канала, и печально известно, что для фильтрования содержимого возможности здесь очень слабые.
    • Язык тела: находясь в общем пространстве (на диване или вокруг стола), мы подмечаем сигналы, относящиеся к разным каналам коммуникации — выражение лица, поза, рост и внешний вид. Когда вам в глаза смотрит высокий, красивый юноша и просит продать ему редкий и ценный предмет, вы получаете такие сигналы, которые не встречаются в других видах взаимодействий. Так создается богатый, развивающийся игровой процесс. Однако такое взаимодействие сложно точно и подробно встроить в игровую систему.

    Размер игрового сообщества

    При увеличении в сообществе числа участников также наблюдаются внушительные качественные изменения.

    • Один игрок: в качестве средств разработки доступны повышение личного мастерства, развитие, исследование мира и сюжетные линии.
    • Два игрока: становятся доступны общение, взаимоотношения, статус, подарки, торговля, кооперация и конкуренция.
    • Три-четыре игрока: становятся доступны союзы, политика, слухи, формирование стереотипов и противопоставление своих чужим.
    • Маленькая группа (больше пяти игроков): взаимодействия групп между собой, официальное лидерство, ролевая специализация, официальные наказания.
    • Средняя группа (больше двенадцати игроков): формирование фракций, бартерная экономика и возможность изгнания.
    • Большие группы (больше сорока игроков): возникновение иерархии (лидеры и их заместители), денежная экономика, требования к соблюдению ролей. Специальные системы управления, закрепление социальных норм в обществе.
    • Очень большие группы (свыше двухсот игроков): введение торговых классов, рыночное регулирование цены, закрепленные системы управления, подклассы, наличие знаменитостей, использование пропаганды. С этого этапа игроки точно не знакомы со всеми другими игроками, и для выполнения социальных норм требуются официальные структуры. (см. число Данбара)
    • Огромные группы (свыше тысячи игроков): опросы, выработка ресурсов на уровне города. На таком уровне происходит немного такого, что не было бы уже отмечено для групп размером свыше двухсот или даже сорока человек.

    Я даю определения этим группам, исходя из ситуации взаимодействия игроков. Реальная численность игроков может быть намного больше. Например, в игре Realm of the Mad God мы видим примеры торговых взаимодействий между всего лишь двумя игроками, при том что общая численность игроков превышает тысячи людей. Для грубых подсчетов размера группы подойдут ответы на два хороших вопроса:

    • Кого затрагивает это действие, на кого оно направлено? Так вы получите примерный размер группы, который должен поддерживаться вашей системой.
    • Необходима ли для проявления этого поведения группа большего размера? Если нет, то обычно можно обойтись разработкой множества объектов, рассчитанных на группы меньшего размера.

    В действительности переходы из одного состояния в другое зависит от сопутствующих условий. Например, переход на уровень взаимоотношений «очень большой группы» может произойти уже при численности игроков в 60-70 человек, если в игре слабые каналы общения, из-за чего особый упор делается на способность игрока поддерживать взаимоотношения.

    Также очевидно, что большие группы складываются из более маленьких групп. Так что по мере добавления новых уровней взаимоотношения, характерные для малых групп, сохраняются.

    Риски, возникающие из-за большого размера групп: создание многопользовательских игр с возможностью взаимодействия тысяч игроков, которые теоретически могут одновременно находиться в одном и том же пространстве, может показаться заманчивым. Однако затраты на разработку и стоимость технологий высоки, а выгоды — малы. При достижении групп размера в 150-250 игроков игра переходит границы предложенного Данбаром биологически обусловленного предела поддержания полноценных взаимоотношений. Кончится тем, что другие игроки просто будут относиться ко всем «лишним» людям как к неким знакам или абстракциям. Простая имитация или система опросов часто могут принести те же основные выгоды, что и группа более крупного размера.

    В многопользовательскую онлайн-игру Realm of the Mad God было удобно играть уже на уровне последовательных действий групп из 40-80 игроков и торговых и посреднических взаимодействий 150 игроков. Игроки и не замечали, что вокруг нет тысяч других игроков.

    Благодаря этим фактам возникают серьезные сомнения в необходимости таких подходов к разработке, в которых делается упор на получение опыта «масштабных взаимодействий». То, что подобная концепция звучит восхитительно («миллион людей строит новое общество!»), еще не значит, что это умный подход. Человеческие возможности к общению ограничены, и мы можем (а так уже и происходит!) слишком усложнить многопользовательские системы.

    Масштаб взаимодействия

    На сколько людей оказывает влияние одно взаимодействие? Игрок может взаимодействовать с одним человеком или с одной из указанных выше групп.

    • Цель взаимодействия игрока — маленькие группы: с группами меньшего размера взаимодействие похоже на беседу. Здесь наблюдается ярко выраженный цикл, который может быстро стабилизироваться при помощи общего словарного запаса и социальных норм.
    • Цель взаимодействия игрока — более крупные группы: в более крупных группах наблюдается большее разнообразие сценариев и более разнообразные взаимодействия, менее привязанные к отдельным личностям. При взаимодействии с крупными группами обычным делом является получение участником взаимодействия в результате мощной ответной реакции слишком большого количества информации. Также при разговорах и случайных встречах чаще встречается неадекватное поведение.

    Уровни взаимодействия

    • Параллельное взаимодействие: игроки могут вести себя независимо. Фантом гоночного автомобиля редко влияет на другого игрока. Обычно главное достоинство этого уровня — ощущение присутствия других игроков, хотя этот уровень может также переходить в редкие взаимодействия антагонистического типа, например, в виде турнирных таблиц.
    • Игра с нулевой суммой (антагонистическое взаимодействие): действия одного игрока мешают действиям другого игрока или снижают их эффективность. В игре Habbo Hotel движение является антагонистическим действием, поскольку размещение персонажа на какой-либо ячейке мешает другому персонажу ее занять. Как известно, это использовалось в качестве вредительской тактики для блокирования игроков.
    • Игра с ненулевой суммой (неантагонистическое взаимодействие): действия одного игрока приносят пользу другому. В игре Realm of the Mad God стрельба по противнику облегчает другим игрокам его убийство. Убийство противника дает очки опыта всем, кто находится рядом.

    Подбор игроков

    Подбор игроков — осуществляемое компьютерной системой объединение игроков для того, чтобы они могли начать взаимодействовать.

    Это очень широкое определение подбора, но оно полезно в условиях, когда действуют различные многопользовательские системы. Например, чтобы играющих на традиционной консоли можно было собрать в группу, требуется, чтобы игроки из общей «комнаты» ожидания вручную присоединились к определенной игре. В игре Realm of the Mad God игроки видят группы других игроков на общей карте и переносятся к ним. Все это виды «подбора», но игрокам они кажутся совершенно различными.

    С теоретической точки зрения можно относиться к подбору игроков как к виду взаимодействия со временем ожидания.

    Период подбора

    Start

    Начало

    Matching

    Подбор

    End

    Конец

    Wait Window

    Период ожидания

    Fail

    Провал

    Вот время, которое у вас есть на то, чтобы объединить игрока, желающего совместной игры, с другим игроком. Если период ожидания затягивается надолго (а игрокам в это время нечем заняться), они уходят.

    Отказ системы подбора игроков

    Если игрок зашел в игру, и в это же время в сети нет других игроков, то ему станет скучно, и он уйдет. В неявном виде игрокам часто обещают, что совместная игра будет развлечением, поэтому, если игрок его быстро не получает, игра оценивается как провальная.

    Появление другого игрока спустя минуту после ухода первого и повторение той же ситуации могут свести все усилия по разработке игры на нет. Если же один игрок задерживается в игре на достаточно долгий срок, успеет зайти еще один игрок.

    Определение дневного порога отказа системы подбора: если период подбора равен W минут, тогда во избежание отказа системы необходимо, чтобы число активных игроков в день было не меньше частного от деления общего количества минут в день на W. Например, если люди согласны подождать только полминуты, вам необходима активная численность игроков, равная 1440 / 0,5, то есть 2880 человек. В реальности показатели будут неровными, поскольку мы имеем дело со статистическим методом и численность игроков в определенные часы возрастает.

    Может казаться, что вполне разумно ориентироваться на подбор маленьких групп из друзей, но в этом случае у игроков может возникнуть чувство, будто в сети никогда нет никого знакомого.

    Дробление

    Когда общее число игроков делят по социальным группам, игровым режимам, уровню игрового мастерства, времени игры и другим показателям, игровое население становится раздробленным. Это уменьшает доступное для системы подбора фактическое число одновременно находящихся в игре людей и увеличивает вероятность отказа системы подбора.

    Пример дробления: предположим, что в игре есть три режима многопользовательской игры и подбор игроков идет по 10 уровням мастерства. Если дневной порог отказа системы подбора равен 2880 человек (см. предыдущий пример), то в самом худшем случае вам требуется, чтобы число одновременно находящихся в игре человек было равно 3×10×2880, то есть 86 400 игроков.

    Дробление закрадывается в разработку постепенно. Кто-то хочет добавить еще одно мероприятие или игровой режим. Код свободен, почему бы и нет? Игроки непременно сами разобьются на группы. Игроки немного работают над этим вопросом, но в основном их волнует, почему же в игре так сложно устроена систем подбора игроков, и они уходят из игры с опустившимися руками. Избегайте постепенного появления дробления и, когда это только возможно, собирайте игроков в большие, легко поддающиеся подбору блоки.

    Коэффициент одновременности

    В любой игре есть некоторое число активных учетных записей и количество игроков, находящихся в сети одновременно. Игроки не могут играть непрерывно и часто находятся не в сети. Например, в многопользовательской онлайн-игре может быть 100 активных подписчиков, но только 10 из них находятся в сети одновременно в любой период времени. Тогда получается коэффициент одновременности 10 к 1.

    Некоторые типичные показатели коэффициента одновременности:

    • Для многопользовательской онлайн-игры: 10 к 1.
    • Сетевой сервис для консолей (например, Xbox Live): 25 к 1.
    • Индивидуальные консольные игры: 150 к 1
    • Флеш-игры: 250 к 1.
    • Одновременная игра на общем устройстве: 1000 к 1.

    Ловушка «активного игрока»: одна из распространенных ошибок разработчиков в том, что они полагают, будто высокое число активных игроков приведет к образованию крепких сообществ. Однако на самом деле смотреть надо на реальное число одновременных пользователей, поскольку во многих играх коэффициент одновременности чрезвычайно велик. В игре может быть 1000 игроков, но если каждый из них заходит в игру на пять минут в день по скользящему графику в течение недели, мы получим, что среднее число одновременных игроков равно 0,5. Если система подбора не справляется с такой крошечной, неравномерно появляющейся численностью игроков, игра умирает.

    Глубина взаимоотношений

    Не все взаимодействия между игроками равноценны, поскольку личные отношения между игроками отличаются по глубине. Игроки создают сложные социальные модели других игроков как в игре, так и вне ее. К незнакомым людям применяют простые, основанные на стереотипах модели. Близких друзей воспринимают на основе сложных индивидуальных моделей, созданных за тысячи миллионов минут совместных действий.

    С биологической точки зрения на создание ментальных моделей другого человека расходуется много ресурсов. Считается, что единовременно мы способны поддерживать в рабочем состоянии от пяти до девяти подробных моделей, хотя запоминать можем намного больше моделей разной степени проработанности. Дружба — редкое, сложное явление, и формируется она долго.

    У игр с незнакомыми людьми или друзьями есть свои плюсы и минусы, но часто очень желательно, чтобы игра основывалась на дружбе. Можно способствовать завязыванию дружеских отношений в играх путем постоянного обеспечения положительных взаимодействий. Чем выше частота взаимодействий, тем быстрее развиваются отношения.

    Глубина взаимоотношений варьируются в широком диапазоне, но часто рассматривают две категории:

    • Совместная игра с незнакомыми людьми.
    • Совместная игра с друзьями.

    Совместная игра с незнакомыми людьми

    Давайте сначала остановимся на многопользовательской игре среди незнакомых людей.

    Положительные стороны:

    • Игроки объединяются в команды почти без учета существующих социальных связей. Такая модель становится очень привлекательной, когда исходно в наличии есть маленькая база игроков. Часто это значит, что, если в сети десять человек, все десять могут играть совместно.
    • Исторически складывается так, что незнакомые люди, особенно молодые мужчины, склонны соревноваться друг с другом. Значит, легким способом обеспечить развлечение в некоторых компаниях незнакомых людей будут игры в режиме «игрок против игрока», которые делают акцент на открытых столкновениях.

    Отрицательные стороны:

    • У посторонних людей слабые связи между собой, и они не будут сами по себе объединяться для совместных действий.
    • Поскольку игроки склонны к соревнованию, важным становится уровень мастерства. Из-за этого разработчики сосредотачивают усилия на отделении новичков от знатоков и дробят общее число игроков.
    • В условиях явно соревновательной игры комфортно не всем игрокам. Некоторые игроки предпочитают сотрудничать. Другие мирно борются за положение среди игроков, управляя социальными взаимоотношениями. Такие действия сложно осуществлять в играх, рассчитанных на несвязанных друг с другом людей.

    Совместная игра с друзьями

    Положительные стороны:

    • Игроки, скорее всего, будут планировать время для совместной игры.
    • Действия, требующие много общения и совместных действий, считаются приятными.
    • С большей вероятностью будет наблюдаться взаимопомощь игроков с разным уровнем мастерства.
    • Все еще возможен соревновательный стиль игры.

    Отрицательные стороны:

    • Существующие социальные группы редко разделяют заинтересованность в определенной игре.
    • Часто у членов сложившихся социальных групп плохо совпадает общее время игры.
    • Группы друзей обычно малы по размеру. У заинтересованных игроков обычно по пять-девять близких друзей. Просто знакомых может быть больше, но на практике отношения с ними будут складываться скорее как с незнакомыми людьми. Если у вас 10 друзей, а коэффициент одновременности в данном сервисе равен 25 к 1, то фактически вы никогда не окажетесь с ними в сети одновременно.

    Средства организации процессов многопользовательской игры

    До сих пор я только рассуждал о понятиях, лежащих в основе многопользовательских игр. Теперь мы изучим некоторые распространенные модели, позволяющие применить описанное на практике. Есть три основные модели:

    • Игры, основанные на матчах.
    • Игры, основанные на «комнатах».
    • Асинхронные игры.

    Приемы в играх, основанных на матчах

    В настольных играх и спорте основанные на каком-либо событии матчи известны уже давно, поэтому и многопользовательские компьютерные игры часто строятся из матчей, которые начинаются и заканчиваются в определенное время или при определенных условиях.

    Матчи относятся к стандартным организационным моделям и используются во многих консольных и компьютерных онлайн-играх. С ними возникает множество проблем. Чтобы успешно войти в игру, полная команда игроков должна собраться за очень малый промежуток времени, в который проходит подбор игроков. Если не успеете, придется ждать начала следующего матча. Если длительность матча будет больше времени ожидания матча, вы уйдете. С учетом коэффициентов одновременности, дробления игроков и малого промежутка времени на подбор игроков, не удивительно, что среди построенных по такой системе онлайн-проектов выживают только самые популярные.

    Запланированные мероприятия

    Попросите людей собраться в определенное время. Так их игровое время совпадет. Части игроков будет сложно вписаться в расписание. Число участников будет мало, но те, кто все же придет, с большой вероятностью найдут компаньонов для игры. Пример запланированного мероприятия в многопользовательской онлайн-игре — схватка с особым боссом на Хэллоуин.

    Время для мероприятий могут устанавливать сами разработчики или игроки. Планирование мероприятий игроками приводит к образованию более крепких социальных связей в игре. Примером такого мероприятия будет сбор для вечерней партии в настольную игру. Минусом здесь будет то, что организация мероприятия — сложное дело (любой, кто пытался собрать вместе более шести человек, это подтвердит). Для этого часто требуются лидерские качества или настойчивость, а слабо заинтересованным игрокам этого часто не хватает.

    Мероприятия, проводимые с определенной периодичностью

    Если мероприятие будет проводиться постоянно, у людей выработается привычка в определенное время быть в определенном месте. Так игрокам будет легче спланировать посещение мероприятия, и они наверняка смогут прийти в оговоренное время, не опасаясь расхождений со своими планами. Стабильная игра клана по средам вечером — пример мероприятия, проводимого с определенной периодичностью.

    Короткие матчи

    Если матчи будут достаточно короткими (две минуты? 30 секунд?), то игроки, которые не попали в текущий матч, будут ждать меньше времени, чем занял бы подбор игроков, и, соответственно, будут все еще в игре, когда начнется следующий матч. Такой подход встречается в словесных онлайн-играх, но эту практику легко перенести и в другие проекты.

    Наблюдение за ходом матча во время ожидания

    Если вы сможете развлечь игроков, давая им наблюдать за ходом игры, у вас получится увеличить время подбора команды. Это есть в играх типа Counter Strike (при входе в игру и после смерти). Часто к этому добавляется возможность участия в чате, поскольку это приятное занятие на время простоя, которое к тому же помогает построить отношения.

    Матчи против компьютерных персонажей во время ожидания

    Вместо того, чтоб заставлять игроков ждать в очереди, где ничего не происходит, отправьте их прямо на матч против компьютерных персонажей (ботов).

    Настройка ботов, которые действовали бы как люди, — часто как сдача каверзного теста Тьюринга. Поможет запрет на общение игроков и очень ограниченный набор действий для самовыражения. Если об этом узнают игроки, они перестанут доверять игре и будут задаваться вопросом, а не все ли соперники боты.

    Машинальная взаимозависимость

    Разработайте такие задания, для успешного выполнения которых требуется присутствие большого количества людей. Кто не придет — подведет группу: так социальное давление вынуждает участвовать в мероприятии. Для этого можно прямо распределять роли либо ограничивать ресурсы, чтобы игроки не могли самостоятельно справиться со сложными задачами.

    Приемы для игр, основанных на «комнатах»

    В конечном итоге при подходе, ориентированном на матчи, игры с меньшей аудиторией часто сталкиваются с неподъемными организационными проблемами. Излюбленной заменой играм из матчей являются игры, основанные на «комнатах». Вместо определенного времени начала и конца, как в матчах, в играх с «комнатами» создается постоянная игровая зона, к которой прямо в процессе игры игроки могут самостоятельно присоединиться (и так же самостоятельно уйти).

    В «комнате» есть максимальное количество «слотов», или мест для игроков. Когда «комната» заполняется, ни один игрок больше не может к ней присоединиться. Это заметно снижает нагрузку на систему подбора игроков. Необходимо лишь найти «комнату» с пустыми слотами и разместить там игроков.

    Минус «комнат» в том, что в них невозможно проводить некоторые игры. Поскольку очевидно, что нет времени сбора группы, исчезают большинство традиционных видов спорта. В играх, где развитие однонаправленно, игроки, заходящие в игру на разных этапах, получают разное количество опыта. Приходится проявлять изобретательность.

    Такая игра, как Journey, главным образом относится к играм с «комнатами», в которые можно в процессе игры заходить — и выходить из них. Было доступно два слота, и, пока в игре одновременно были два игрока, можно было играть совместно.

    Большинство многопользовательских онлайн-игр относятся к играм с очень большими «комнатами».

    Заходите и выходите в любой момент

    Одна из причин, по которой «комнаты» обеспечивают настолько лучшую организацию процессов по сравнению с системой строгих матчей, — свобода входа и выхода в любое время. Поскольку крайне маловероятно, что все игроки выйдут одновременно, особенно в играх с преобладанием параллельных взаимодействий, вскоре после ухода одного человека появится другой, и среднее число игроков в «комнате» останется постоянным.

    Игры, ориентированные только на матчи, обычно встречаются редко, поскольку многие популярные игры относятся к отдельному серверу как к некой «комнате», и элементы, относящиеся к матчам, накладываются на динамично изменяющееся число игроков, которые свободно заходят в игру и выходят из нее.

    Изменяющееся число измерений

    Создавайте и удаляйте «комнаты» так, чтобы в них разместилось максимальное количество одновременных игроков. Если максимальная вместимость «комнаты» равна N игроков, то создавайте новые «комнаты» так, чтобы их количество было равно частному от деления числа игроков в данный момент на N. То есть, если в сети находится десять человек, а стандартный размер «комнаты» рассчитан на четырех игроков, убедитесь, что доступно три «комнаты».

    Чтобы закрыть «комнату», просто дождитесь, пока она не опустеет в результате выхода из нее игроков или выгрузите их из нее при помощи внутриигрового события, предназначенного для очищения «инстанса». Когда в «комнате» никого не останется, удалите ее. Назначая «комнатам» приоритет, можно «комнаты» с высоким приоритетом заполнять первыми, а «комнаты» с низким — закрывать. В результате почти все «комнаты» будут постоянно заполнены игроками, а в одиночестве окажутся только «оставшиеся игроки».

    Мы использовали этот способ, когда создавали кусочки мира в игре Realm of the Mad God. Обычно ощущение заполненного мира оставалось даже тогда, когда численность игроков заметно изменялась.

    Переход по умолчанию в однопользовательский режим в «комнатах» с одним игроком

    В играх с «комнатами» возникает проблема «оставшегося игрока». Установленная максимальная вместимость «комнаты» редко заполняется игроками равномерно. Если вместимость «комнаты» равна двум, а в сети находятся три человека, то один игрок окажется во вновь созданной «комнате» в одиночестве.

    Для разрешения этой проблемы игроку должно быть доступно прохождение игры, рассчитанное на одного пользователя, пока в эту «комнату» не попадет другой игрок.

    В розничных играх типа Dark Souls предполагается, что уровень одновременности будет очень низким, поэтому в них играют в основном как в однопользовательские игры (с редкими асинхронными вставками фантомов). В этом случае система подбора одновременно находящихся в игре людей — это незаметное, параллельное взаимодействие, которое проходит без прерывания прохождения игры в однопользовательском режиме. Поскольку редко случается, чтобы второй игрок оказался в нужном месте в правильное время, игрой это обрабатывается как особый случай. (Заметьте, поскольку игра Dark Souls подается как однопользовательская, система подбора игроков для многопользовательской игры основана на добровольном использовании камней призыва. Камень призыва показывает, что подбор прошел успешно, а игрок должен подтвердить свое согласие. Если смешиваете однопользовательские и многопользовательские режимы, соблюдайте свои первоначальные обещания.)

    Асинхронные приемы

    Игры по почте

    Игрок выполняет действие, а затем игра показывает, что до ответа другого игрока пройдет очень долгое время. Примерно на следующий день второй игрок видит действия первого и отвечает на них. Все это может длиться целыми днями.

    Современный пример этого приема — словесная игра Words with Friends, но вообще этот метод был известен десятилетия, если не столетия назад (если учитывать игру по почте в настольные игры). Этот способ игры основан на тесных контактах и хорошо сочетается с письменным общением, например, по электронной почте или в мгновенных сообщениях. Очень удобна игра по почте для друзей.

    Минус этого способа в том, что игроки напряженно ждут ответа. Одного хода может быть вовсе недостаточно, а затем ожидание ответа в течение нескольких дней приводит к явному снижению заинтересованности в игре. Кроме того, если дробление игроков на группы будет слишком сильным, возникнут сложности с системой подбора игроков, но если сразу установить длительный период ожидания, то это гарантирует, что игроки не будут слишком беспокоиться об исправности системы (им она может просто не понравиться).

    Еще один недостаток таких пошаговых игр в том, что отсутствие ответа со стороны одного игрока может помешать игре другого.

    Игра по почте во множество игр

    Одним из решений проблемы будет игра по почте во множество игр. Если время на ответ игрока равно T дней, а желаемое среднее время ожидания ответа W дней, то оптимальным будет одновременное число игр, равное частному T/W. (Так что если вы хотите, чтобы каждый час запускалась одна игра, а время на ответ составляет 24 часа, то необходимо, чтобы всего было доступно 24 игры.)

    Дополнительная выгода от всего этого в том, что время ответа игрока случайно лишь наполовину. Действуя по схеме произвольного подкрепления, это может привести к очень долгому пребыванию в игре.

    Недостаток этого способа в том, что с целью уменьшения времени ожидания от игрока требуется играть во множество игр, а мотивировать игроков на такое — задача сложная. Решением может стать автоматический подбор игр.

    Приглашения

    Вы можете побуждать активных игроков приглашать в игру новых людей. У этих людей часто будут крепкие отношения с игроками, поэтому теоретически они могут стать источником новых игроков.

    Матчи с друзьями

    Поскольку асинхронные многопользовательские игры сильно зависят от последующего возвращения игроков, они часто устроены так, что в качестве дополнительного воздействия в них используются социальные связи игроков вне игры. Если сумеете сделать так, чтобы люди приглашали в игру друзей или устраивали с ними матчи (как в игре Farmville), отсутствие обратной реакции будет расцениваться как угроза существующим отношениям. Угрозы показаться грубым или безразличным тому, кто вам близок, часто достаточно, чтобы поощрить возвращение в игру.

    Но системы, ставящие под угрозу существующие отношения, могут оттолкнуть игроков. Люди, не уделяющие игре много времени, обычно с раздражением относятся к таким механическим взаимодействиям. Когда речь заходит о человеческих взаимоотношениях, важными становятся намерения и искренность.

    Посещения

    Разрабатывая игру, вы можете создать некое устойчивое образование (город, например), в которое другие игроки смогут заходить вне зависимости от того, в игре вы или нет.

    В игре Clash of Clans такой механизм используется при нападении на ваш город. Город является устойчивым образованием, которое в дальнейшем выступает в качестве площадки для завоевания другими игроками.

    Посещения обычно сводятся к обычному обмену ресурсами, несмотря на возможность стать чем-то более интересным. Сложности возникают в ситуациях, когда несколько человек входят в город одновременно, а решением будет создание различных измерений.

    В игре Джейсона Роурера The Castle Doctrine используется уникальный принцип: посещения рассматриваются как блокирующие взаимодействия. Так появляется возможность постоянных изменений в посещаемом месте. Можете представить себе более сложные версии игры в «горячие стулья» в качестве базы для новаторских разработок.

    Фантомы

    Записывайте действия игроков, а затем проигрывайте их рядом с игроком в той же обстановке. Это особенно хорошо срабатывает при параллельных взаимодействиях типа гонок. Также это может сработать с редкими взаимодействиями с ненулевой суммой, какие мы видим в играх с многократной перемоткой времени, Cursor 10 и Super Time Force. Фантомы дают ощущение присутствия других игроков, но убирают ограничения по времени, свойственные системе подбора игроков.

    Обратная сторона этого способа в том, что с фантомами обычно плохо работают блокировки или взаимодействия с нулевой суммой. Другой недостаток заключается в том, что в случае рассинхронизации данных фантома и обстановки данные фантома становятся недействительными. Последствия этого можно смягчить, если либо пропустить заблокированные действия, либо вернуть управление ИИ, который обработает исключения.

    Говоря более отвлеченно, фантомы — всего лишь записи данных игрока, которые могут быть проиграны при активации любым событием. Они могут быть запущены в начале гонки, при появлении игрока на экране или при использовании игроком специального амулета призыва союзника.

    Общие советы

    В этой работе было рассмотрено множество базовых вещей (и она все еще неполная!), но я закончу несколькими короткими рекомендациями.

    • Не дробите число игроков на группы для системы подбора. Остерегайтесь провала системы подбора из-за высокого коэффициента одновременности.
    • Где только возможно, используйте подходы, основанные на «комнатах», а не на матчах.
    • Долговременное хранение данных — ваше подспорье, поскольку благодаря ему становятся возможны асинхронные взаимодействия.
    • Отношения помогают удерживать людей в игре. Старайтесь развивать их там, где только возможно.
    • Заранее создавайте прототипы и разбирайтесь с вопросами низкой плотности игроков еще на этом этапе.

    Заключение

    Я по-прежнему восхищаюсь новыми многопользовательскими играми. Когда в этой работе я рассматриваю некоторые базовые понятия многопользовательских игр и теоретические открытия, сделанные в теории игр благодаря работе Йориса Дорманса по внутренним экономическим эффектам, неисследованный простор для поиска новый игровых форм кажется необъятным. Хотите оставить свой след в современном мире — создайте превосходную многопользовательскую игру. Найдите решение тех проблем организации игровых процессов, которые мешают совместной игре, и создайте игру, быстро и легко распространяющуюся среди людей.

    Оригинал

    Оглавление


    Добавить отзыв

    Меня зовут:
    Моя почта:
    Отзыв:
    Заполняя заявку, я лично принимаю решение о предоставлении своих персональных данных и даю согласие ООО "ОГОГО" на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе с целью приобретения товара. Подтверждаю, что моё согласие на обработку персональных данных дано конкретно, информированно и сознательно. Мною изучена Политика ООО «ОГОГО» в отношении обработки персональных данных, и я принимаю её условия.

    Перезвоните мне

    Мой кабинет

    Восстановить пароль

    Электронная почта

    Мой город:

    Пароль отправлен

    Письмо с новым паролем отправлено на указанную почту

    Спасибо!

    Ваш комментарий отправлен

    Спасибо!

    Мы вам перезвоним

    Отправляем ссылку на почту:

    Моя почта:
    Мы отправим только ссылку и ничего кроме ссылки

    Ссылка отправлена

    Письмо с ссылкой отправлено на указанную почту

    Магазины в Омске